Сергей Жуков      
   

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 
                     
   

 

биография

 

Сергей Жуков родился в 1951 году. Учился в Житомирском музыкальном училище, где занимался композицией с Заслуженным деятелем искусств Украины А. М. Стецюком. В 1978 году окончил Московскую Государственную консерваторию по классу композиции у профессора М. И. Чулаки, а в 1980 году – ассистентуру-стажировку. В 1978 году на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов был награждён специальной премией Союза композиторов за Драматический триптих для солистов и симфонического оркестра на стихи В. Маяковского.

В 1980 году С. Жуков стал членом Союза композиторов СССР. Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских и международных фестивалях новой музыки. Среди них – Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень», на котором, начиная с 1982 года, было исполнено большинство премьер его симфонических и камерных сочинений. Выступал с авторскими концертами в России, а также в Европе и США.

Одной из особенностей творчества композитора является то, что он работает практически во всех жанрах. В его творческом багаже балеты, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, оратория, мюзикл, камерная инструментальная и вокальная музыка, сочинения для хора, музыка для театра и кино, мультимедийные проекты, детская музыка.

Важной составляющей творчества С. Жукова является обращение к балетному жанру. Им написаны четыре балета. Все они поставлены. Среди них - балет «Солярис» в двух действиях по мотивам одноименного романа С. Лема, поставлен в апреле 1990 года Днепропетровским Государственным Театром Оперы и Балета; «Фатум», одноактный балет по мотивам поэмы М. Лермонтова «Демон», поставлен на сцене Санкт-Петербургского академического Малого театра оперы и балета им. М. Мусоргского в декабре 2001 года; «Аленький цветочек», балет в двух действиях по мотивам сказки С. Аксакова, поставлен в октябре 2007 года Днепропетровским Государственным Театром Оперы и Балета. Особо хочется выделить постановку на сцене Большого Театра России балета «Бессонница»,  написанного   по   заказу  театра   к  200-летию  со   дня   рождения  А. Пушкина в 1999 году. Одной из наиболее необычных работ в сценическом жанре следует назвать пантомиму «Подвенечная фата Пьеретты» по пьесе А. Шницлера, поставленном в Санкт-Петербургском театре «Приют Комедианта» в январе 2007 года. Спектакль был номинирован на премию «Золотой Софит»

Особое внимание автор уделяет жанру инструментального концерта. Так, в 1990 году им был написан Концерт для оркестра и солирующих ударных; в 1992 году – Концерт-партес для струнного оркестра; в 1997 – Concerto Sacra для фортепьянного трио и струнного оркестра. В 1995 году был задуман макроцикл, состоящий из трёх сольных концертов для каждого из инструментов фортепьянного трио, а также, объединяющего их, тройного концерта. В цикл вошли Концерт-мистерия для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, который был написан в 1995 году, концерт для фортепьяно с оркестром «Silentium», /2001/; концерт для электронной виолончели «Гефсиманская ночь», /2003/; и концерт для скрипки с оркестром «День Ангела», /2004/. Цикл посвящён Трио сестёр Бековых. Все три сольных концерта является своеобразными портретами каждой из участниц Трио. В 2002 году газетой «Музыкальное обозрение»» за цикл инструментальных концертов Silentium, «Гефсиманская ночь», «День Ангела» С. Жукову был вручён диплом «Композитор года».

Большое значение в своём творчестве автор уделяет жанрам вокальной музыки. Им написаны романсы и вокальные циклы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова,  Л. Андреева, М. Цветаевой, В Маяковского, Т. Шевченко, Арс. Тарковского, Э. Межелайтиса, М. Метерлинка, Л. Элтанг, а также голландских поэтов XX века Поля Ван Эйка и Яна Хендрика Леопольда – оба сочинения написаны на голландском языке. Часто в своих вокальных сочинениях автор использует народные тексты. Важным моментом является его обращение к духовной музыке, написанной на канонические тексты для хора acappella.

В жанрах камерной инструментальной музыки предпочтение отдаётся сольным инструментам, прежде всего – фортепьяно, виолончели, скрипке, кларнету, флейте, органу. Характерно также частое использование ударных инструментов в различных инструментальных составах.

С 1987 по 1993 годы С. Жуков участвовал в работе Всесоюзной комиссии хоровой и кантатно-ораториальной музыки Союза композиторов СССР, которую возглавлял Г. Свиридов. В 1992 – 1993 учебном году преподавал на кафедре инструментовки в Московской Государственной консерватории. С 1990 по 1992 годы, а также с мая 2002 года и по настоящее время С. Жуков избирался членом правления Союза московских композиторов. С 1998 года входит в состав приёмной комиссии, а также является членом оргкомитета фестиваля «Московская Осень».

 

  

 

 

   
   

 zhukov.sergei@gmail.com